РЕЛИГИЯ
Неверующих на Иллионе нет, однако есть те, кто признают и почитают определенных богов. Это заставляет нас условно разделить верования на два ответвления, каждое из которых имеет свои региональные особенности или конфессии.
На континенте Иллион распространено несколько религий. Главной особенностью всех этих верований является то, что боги в этом мире реально существуют, влияют на судьбы людей и могут вмешаться в мировые события. Интересные случаи из их жизни или моменты, когда они спускались на землю, чтобы взаимодействовать с людьми, составляют широкий пласт легенд и сказок, на которых растет каждый житель Иллиона.
ЯЗЫЧЕСТВО
Сотворение мира
Вначале существовал только хаос, и хаос нуждался в укрощении. Так появился Эльдран - прародитель всех богов, укротитель хаоса, творец. Эльдран создал себе Гримлока - верного брата и противника, и Миррин - жену. Втроем они создали землю, солнце и луну, а из капелек их пота появились звезды, мириадами крошечных светил раскидавшихся по небу. Чтобы следить за небесами и всеми этими светилами, Эльдран сплел из облаков и солнечного света Астрид - владычицу звезд.
Первые боги осмотрелись и поняли, что им не хватает понимания о дальнейшей судьбе Иллиона, и поэтому Эльдран извлек из своего левого бедра богиню Гунн, отвечающую за судьбы, а из правого - ее сестру-близнеца Руну, ведающую в мудрости. Вместе они создали Великий План, по которому и по сей день живут люди на этой планете.
По Великому Плану, Иллион следовало заселить, и поэтому Эльдран и Миррин сплели свои волосы вместе в фигуру Эльды - прекрасного мужчину, который вместе с Эльдраном создал зверей и птиц, насекомых и рыб, людей и ящеров. Затем чрево Эльдрана разверзлось и исторгло из себя прекрасную девушку с темными как сама ночь волосами. Вены ее полыхали магическим светом, глаза ее сверкали мириадами звезд. Так родилась Эйлин, даровавшая магию всему сущему на небесах и на земле. Боги понадеялись, что наделив людей магией, они приблизят их к себе, и поэтому, чтобы эта надежда не угасала, Эльдран создал из собственного выдоха Эстрильду.
Боги и люди начали жить вместе, и несмотря на все условия, заскучали. От скуки люди начали воровать друг у друга скот и территории, драться и убивать. Гнев их рос, и тогда Эльдран создал последних богов для того, чтобы, чтобы контролировать его. Брандур и Видарн - боги воинского дела и мести, родившиеся из угольков костра Эльдрана, стали символами сражений, а Брехор, которого Эльдран изъял из тени от того же костра, стал охранять мир мертвых.
Так появилась Старшая дюжина - 12 основных богов, почитаемых некогда на всем Иллионе. Существуют и более мелкие боги, в которых верят в конкретных регионах, однако общий пантеон един для всех.
Пантеон
о1. Бог-прародитель: Эльдран (Златоврат в Кнежской Унии).
- Функции: Творец, хранитель природы, дух мудрости. Эльдран считается прародителем всех живых существ и Богов. Он заботится о балансе природы, является источником мудрости и знаний. Борясь с разрушительными силами Гримлока, также, выступает как защитник от зла.
о2. Бог-искуситель: Гримлок (Черноврат в Кнежской Унии).
- Функции: Подстрекатель, искуситель, хранитель тайн. Гримлок может искушать людей, создавать испытания для проверки силы и верности. Гримлок стремится к нарушению равновесия и зловредству. Он может заманивать людей в опасные ситуации, разжигать конфликты и тайно вмешиваться в их судьбы, чтобы доставить страдание и хаос. Часто ассоциируется с таинственностью и неожиданными событиями.
о3. Богиня-мать: Миррин (Велесна в Кнежской Унии).
- Функции: заботливая матушка. Покровительница материнства, детей и семейного благополучия. Богиня домашнего уюта и тепла, почитаемая в особенности зимой.
о4. Богиня магии: Эйлин (Ятра в Кнежской Унии).
- Функции: Хранительница магии, защитница волшебства, проводница между мирами. Эйлин обладает силами, способствующими волшебству и тайнам. Ее домен включает в себя знание старинных заклинаний, предсказания и владение магическими энергиями.
о5. Проводница судьбы: Гунн (Сплетенница в Кнежской Унии).
- Функции: решает судьбы смертных, ей молятся за справедливость и праведность, понимание своего предназначения и управление своей долей. У нее хранится Великий План, по которому живут все смертные люди Иллиона.
о6. Стражница мудрости: Руна.
- Функции: богиня знаний, символизирующая мудрость. Она является покровительницей провидцев и гадателей. Ей молятся за зрение в будущее, а также при принятии сложных решений.
о7. Звезда надежды: Эстрильда (Росамира в Кнежской Унии).
- Функции: богиня, которая приносит свет и надежду в темные времена. Ей молятся в периоды бедствия и трудностей. Ее символом является фонарь, который ее верные поклонники вывешивают по вечерам у двери. Если случайный путник увидит такой фонарь, он может зайти в дом к стороннику Эстрильды и рассчитывать на еду и кров.
о8. Жрец природы: Эльда (Тревносвет в Кнежской Унии).
- Функции: бог, ответственный за урожай и плодородие земли, часто изображаемый с снопом золотого сена. Также это бог, заботящийся о животных и дикой природе и её хранитель. Прежде чем поставить алтарь в новой богороще, Эльда должен дать свое разрешение на это.
о9. Владычица звезд: Астрид (Луномарь в Кнежской Унии).
- Функции: богиня ночного неба и звезд, защитница тайных знаний и загадок. Так же, богиня, олицетворяющая путешествия и безопасность в дороге. Ее символами украшают корабли и повозки, причем символы наносятся только фосфорицирующей краской, которая видна лишь в темное время дня.
1о. Повелитель воинов: Брандур (Мечезор в Кнежской Унии).
- Функции: бог войны и боевых искусств, которому молятся перед битвами и походами.
11. Оседлавший ветер: Видарн (Ярмозар в Кнежской Унии).
- Функции: бог моря и ветра, ему молятся моряки, прежде чем выйти в плаванье, а также рыбаки о хорошем улове. Видарн направляет корабли по нужному маршруту, раздувает паруса в штиль, а его гнев способен вызвать шторм.
12. Теневой страж: Брехор (Тенебор в Кнежской Унии).
- Функции: бог смерти и проводник в мир перерождения. Властвует над потоком жизни и смерти. Его коса, обвитая зелёным плющом, служит не только орудием смерти, но и ключом к вратам нового начала. Души, проведённые им через вихрь времени, перерождаются в новые земные обители из начала вечного круговорота.
Церковь и структура:
В языческой религии непосредственно с богами общаются жрецы - они обитают в особых местах, предназначенных для служения богам и проведения религиозных обрядов.
о1. Крупные храмы, посвященные различным богам и богиням, служат центрами религиозной деятельности. Жрецы проводят здесь ритуалы, церемонии и обучают прихожан. В таком храме можно не только помолиться или задать богам вопрос, но и сделать пожертвование или получить помощь при нужде. Как правило, в таких храмах существуют Верховные жрецы - высшая духовная должность, существующая для общего контроля за храмом, прихожанами и решения важных вопросов.
о2. В природных уголках, священных определенному богу или богине, создают Священные рощи (Богорощи), где жрецы совершают обряды в естественной обстановке. В таких местах устанавливают капища, статуи богов и жертвенные алтари.
о3. В столицах и крупных городах могут существовать специальные обители для жрецов, где они проживают и проводят религиозные мероприятия для горожан. Они менее красивые и монументальные, нежели храмы, однако имеют территории для сна, принятия пищи и отдыха.
о4. Существуют также места с природными источниками, которые считаются священными, и жрецы часто обитают в их близости для участия в обрядах очищения. Такими источниками обычно являются места рождения богов или указанные в мифах территории.
Молиться богам можно и не в специально предназначенных для этого местах. В доме каждого иллионца-язычника есть отдельный угол/алтарь или даже целая комната, посвященная богам. Обычно эти места обильно украшаются сухоцветами и символами, которые любит их бог. Например, существует миф, в котором Брандур всегда показывается в виде мужчины с трубкой в зубах, поэтому его алтарь часто усыпан табаком.
Жертвоприношение также является важным ритуалом в общении с богами. В качестве жертвы могут быть выбраны животные, рыба, пища, вино, драгоценности. В редких случаях это могут быть люди или прославления богов (храмы, обещания уйти в жрецы, песни, картины и т.д.). Жертва может приноситься как заранее ("Я умерщвляю этого ягненка, чтобы ты, Гунн, вела моего сына правильной тропой"), так и постфактум ("Я построю храм в твою честь, если ты сделаешь мою соседку бесплодной"). Боги, как правило, не отвечают простым людям, не являющимся жрецами (как зачастую и жрецам) или чародеями, однако видят их жертвы и слышат их просьбы. Чем более внушительным будет подношение, тем больше шансов на то, чтобы бог или боги услышали молитвы.
Праздники:
В иллионском календаре 12 месяцев, каждый из которых соответствует своему богу или богине. Традиционно День Бога отмечается на десятый день каждого месяца. В этот день принято приносить богу небольшую жертву и вести себя в соответствии с основной деятельностью бога.
Опадень | Эльдран |
*В Кнежской Унии свой календарь: зеленкресс, злотарь, вечерновь (осень), снежень, ледостав, лютен (зима), вечень, квятолив, грозарь (весна), зашевполь, жневарь, спелолист (лето).
ДИОСИЗМ
Диосизм - официальная религия Малумнии, Фламмансии, Эльмхольда, Кнежской Унии, прототипом которой служит христианство. В отличие от христианства, в Диосизме бог абсолютно реален, участвует в жизни верующих и является частью пантеона. Диосийцы выбирают верить именно в Диоса, а не просто верят в то, что он единственный бог. Кроме того, как в христианстве Богу противопоставляется Люцифер, так и в Диосизме у Диоса есть враг - Гримлок, который склоняет людей на свою сторону, сеет раздор и вражду. Кроме этого, диосийцы также признают Эльдрана как бога-отца и вера в него не считается ересью.
Большинство стран принимает Диосизм как единственно верную религию, следуют ее заветам, а также трактуют ученые труды. Из-за разных трактовок, в разных регионах появляются свои конфессии и организации, которые соблюдают заветы Диоса по-своему.
Священная книга: священным писанием для диосийцев является "Книга истины", написанная св. Марком в 13 году нашей эры.
Символ: четырехконечный крест, символизирующий основные постулаты Диоса: любовь, доброту, уважение, терпение.
Обряд посвящения: крещение. Новоиспеченный диосиец обязан опустить 4 пальца в собственную кровь и коснуться основных важных точек на теле: лоб, рот, сердце и пах. Во время этого он произносит молитву "Я клянусь сеять доброту, я клянусь испытывать терпение, я клянусь выказывать уважение, я клянусь отдавать любовь".
Молитва: для того, чтобы Диос точно услышал тебя, молитву следует произносить только в храме и только особым образом.
Жизнь после смерти: диосийцы верят, что если жить по заветам Диоса, после смерти они возродятся как боги
Конфессии диосизма, признанные самим Диосом: вельшавский экзархат (Кнежская Уния), святоверие (Кнежская Уния).
Враги: Гримлок, он же "дьявол" - слово из антиквийского диалекта, которое прижилось по всему Иллиону.
Священная история:
Согласно истории, люди родились как вид всего 18 веков назад, когда великий бог Эльдран создал первые 28 человек из фаланг своих пальцев, и даровал им веселый нрав и желание как можно больше плодиться и размножаться, чтобы населить землю побыстрее. Десятки и сотни лет потомки первых людей следовали завету Эльдрана, пока не разрослись достаточно для того, чтобы поделиться на два клана и затеять междоусобную борьбу. Брат шел на брата, а дед на сына, и боги наблюдали с небес и из морских глубин за ними с великим сожалением. Тогда Эльдран нашел самую красивую женщину - ей оказалась простая пастушка Марта - и спустился на землю, чтобы провести с ней ночь и даровать ей плод. Через 9 месяцев Марта разрешилась от бремени, породив на свет Диоса - великолепного мальчика, являющегося первым и единственным дитям богов и людей.
Диос обладал сверхъестественной силой и положил свою жизнь на то, чтобы разрешить все конфликты между людьми. Он учил их смирению и терпению, дружбе и любви, и несмотря на то, что люди очень полюбили его, он неизменно терпел поражение. Тогда он взмолился своему отцу - может ли он своей божественной волей изгнать из людей скверну и очистить их души? Руна, богиня мудрости, подсказала ему решение - предложила пожертвовать Диосу собой, в обмен на божественное вмешательство в жизнь людей. Отчаявшийся Диос был готов на все, а потому во время вечерней трапезы, во время которой он в очередной раз пытался проповедовать сотне людей, к нему спустился Брандур и вонзил в него свой меч.
Люди настолько испугались, что умирающему Диосу наконец-то удалось вложить в их голову мысль о том, что только любовь и самопожертвование могут привести их к счастью. Он завещал им постараться понять и услышать друг друга, после чего испустил дух и умер.
Воинствующие главы кланов примирились в тот вечер и навсегда поклялись чтить заветы Диоса. А сам Диос с тех пор регулярно являлся людям в виде божества, даруя им веру в то, что если они будут слушаться его и жить по его правилам, и им тоже однажды будет дарована божественная сущность.
7 заветов Диоса:
о1. Возлюби ближнего своего, как самого себя, понимай его и принимай со всеми недостатками.
о2. Не убей ни человека, ни скотину, если целью убийства не служит пропитание.
о3. Уважай и чти каждого, кто окружает тебя.
о4. Бери в супруги только того, что люб тебе, и живи с ним до самой смерти.
о5. Чти семью свою, ибо ближе них нет у тебя никого.
о6. Не укради у другого ни вещь, ни скотину, ни супругу, ибо потеря эта расстроит его.
о7. Не держи злобу и прощай обиды, ибо только так дух твой возвысится.
Церковь и структура:
Во многих городах представлены храмы Диоса, представляющие собой округлые величественные здания со множеством окон. Диосийские храмы стараются избегать шпилей и грубых форм (исключая вельшавский экзархат), поскольку учение Диоса не призвано для того, чтобы устрашить человечество, а дать ему возможность развиваться. Кроме этого, все диосийские храмы построены в формате монастырей - вокруг храма располагается закрытая территория, на которой построены дома для служителей храма. Это могут быть как священники или монахи, так и обычные люди, помогающие с уборкой, готовкой или желающие чувствовать себя ближе к богу.
Синод:
В 1129 году в Малумнии был создан Синод - богословский и религиозно-политический институт диосизма, устанавливающий Мемора, т. е. дословно "помнящего" (заветы Диоса), видимым главой всей диосийской церкви, а также представляющий собой совет клериков. Власть мемора в церкви — высшая и юридически полная власть над всей диосийской церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление церковью.
Мемор, он же Верховный Клерик, осуществляет верховную законодательную власть в церкви, имеет право издавать законы, обязательные для всей церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие. Законы, издававшиеся соборами и меморами по вопросам церковной дисциплины, называют «канонами». Их объединяют в специальные канонические сборники — кодексы канонического права.
Кроме этого, на должность мемора обычно избирают чародеев, которые умеют общаться с богами. Наделенные этим талантом, они легко устанавливают контакт с самим Диосом и могут донести его волю до других. Считается, что из-за тесной связи Мемора и Диоса, устами мемора говорит сам бог, а все, что угодно Его Святейшейству - угодно и Диосу.
Высшим после мемора духовным лицом диосийской церкви считается клерик. В функции клериков входит избрание мемора на конклаве (фактически мемор, как Верхновный Клерик, всегда избирается из числа самих клериков, хотя формально такого ограничения нет) и помощь в руководстве диосийской церковью, которую они оказывают коллегиально, исполняя совещательные функции при меморе во время консисторий, и индивидуально, возглавляя ведомства и другие постоянные службы Диосизма.
Церковные должности, которые не входят в Синод:
Епарх - священнослужитель, приставленный к конкретной территории в качестве главного представителя диосийской церкви. Епарху подчиняются все монастыри, находящиеся на территории его епархии, кроме этого, только он может совершать обряд рукоположения для более низких священных чинов. Всякий священник может совершать богослужение только с благословения своего правящего епарха. Самого епарха могут назначить на должность только другие епархи (не меньше двоих на одной церемонии), либо клерики из Синода.
Настоятель - старший священник при храме. Ему принадлежат основные права и обязанности по управлению и организации нравственной и духовной жизни обитателей монастыря. Он может проводить богослужения, совершать обряды, рукополагать сановников и выносить решения по внутренним вопросам прихода.
Священник - низший священный сан, может заниматься рядом различных служений: совершать богослужения, проповедовать, рукополагать, исповедовать. В отличие от настоятеля, священник не обязательно является настоятелем какого-то прихода. Он может служить в разных церквях, исполнять обязанности наставника, приходского священника или какой-то другой роли в церковной иерархии.
Орден Санктимонов
Довольно быстро членам синода стало понятно, что терпеть устаревшие культы многобожия по всему материку они не намерены. Для распространения религии по Иллиону был собран Орден Санктимонов, в народе прозванный Божьими пташками. Такое название они получили из-за плюмажей из перьев на своих шлемах, который появился там из-за легенды о том, что при жизни Диос всегда предпочитал окружать себя птицами.
Со временем власть и список обязанностей Божьих пташек разрослись, и теперь они представляют собой не только религиозных воинов и проповедников, но и большую часть армий Малумнии. Кроме этого, представители Пташек насаждают Диосизм не только в агрессивной манере, но и преподавая богословие в иллионских университетах или странствуя и проповедуя.
Великий Конфронт
В 1538 году началась первая священная война. Фламмансия и Малумния при поддержке Эльмхольда выступают сторонами-агрессорами, которые, в ответ на непрекращающуюся языческую ересь, нападают на Йотуннланд и страны нынешней Кнежской Унии. Для кнежичей ситуация усугублена тем, что они так же воюют с Сехметской империей на юге. Империя становится политическим союзником Фламмансии, Малумнии и Эльмхольда.
В общей сложности Конфронт длился около 20 лет и победителями вышли Фламмансия, Малумния и Эльмхольд. Кнежской Унии навязывают короля из фламманской династии Артуа, а в языческом Йотуннленде начинают принудительное насаждение диосизма. К сожалению для победивших стран, многобожие до сих пор процветает в Йотуннланде, а Уния так и осталась полирелигиозной.
ХАТХОРИМ
В Сехметской империи существует своя религия под названием хатхорим. Сехметы верят только в двух богов - Инхерет (женское начало) и Шесептиса (мужское начало). В представлении южного народа - это эфемерные сущности, которым необходимо земное воплощение. В случае Инхерет - это избранная царица из числа дочерей Золотой Девятки, в случае Шесептиса - животное-фамильяр царицы.
Боги Иллиона реальны, в том числе близнецы Инхерет и Шесептис. Но они не соответствуют ни одному из двенадцати основных богов, почитаемых иллионскими язычниками. Инхерет и Шесептис - это индивидуальные божества, созданные Эльдраном до всех остальных.
Для Всеотца это был неудачный проект - концепция Равновесия оказалась слишком хрупкой, а его первые дети - подвержены хаосу. Эльдран принял решение заковать Инхерет и Шесептиса в цепи, чтобы те не вернули всё в первобытное состояние и не причинили вред другим богам. С тех пор близнецы заточены в темнице, а их голоса льются через прутья в мир людей.
Люди не знали о существовании Инхерет и Шесептиса, пока не родился первый пророк - Мидарис (4 век). Он стал голосом и хранителем воли близнецов, поведав древним сехметам о Великом Умысле богов. Больше всего Инхерет и Шесептис желают освободиться и занять трон, который, по их мнению, у них забрали другие дети Эльдрана.
Двойственность хатхорима проявляется и в функциях богов: Инхерет - свет, Шесептис - тень; она - засевает жизнью небесный свод, он - забирает смертных в землю; богиня мудра и ласкова, бог - воинственный и карающий*. В основе всего - равновесие между ними, нарушение которого грозит Пределом - гибелью человечества.
Загробный мир в представлении хатхоров - это небесный свод, куда переносится разум (не душа) человека в виде светящейся сферы, т.е. звезды. Нарушителей равновесия хатхорима ждёт иная судьба - южане верят, что такой разум будет поглощён Шесептисом в землю/пески на вечные муки. Поэтому в Сехметии распространён ритуал сожжения тела на костре. При этом нет более страшной кары для преступника, чем быть захоронённым заживо - Шесептис заберёт с собой, даже если человек не виноват.
*Шесептис - олицетворение милитари-культа сехметов. Считается, что он покровительствует и поощряет южный народ в любых военных/завоевательских начинаниях. Так он держит баланс с доброй и милосердной Инхерет - через убийство «исети ан рах» (представителей иных народов, вероотступников).
Сакральные сооружения в Сехметии - зиккураты. Столичный зиккурат, принадлежащий Лейре-Харааг, был построен более тысячи лет назад и является местом паломничества для всех хатхоров Иллиона.
Молиться богам можно не только посещая зиккурат, но и у домашнего алтаря - его наличие в жилищах хатхоров обязательно.
Хатхоры носят амулеты - астары - в виде круглого диска, посредине которого вырезана восьмиугольная звезда. Материал изделия в данном случае не столь важен.
Жречество
Законы равновесия трактует жречество - исключительно женское. Делится оно на фратрии - религиозные общины, крайне почитаемые в обществе. Фратрианки или исповедницы живут и служат при зиккуратах, а так же заботятся о местых животных. В особенности кошках, учитывая их сакральное для сехметов значение.
Главенствующей и самой древней фратрией является Лейра-Харааг. Исповедницы данной общины находятся при царице в Оксиринхе - столице империи. Они заменяют царице фрейлин и наперсниц. Стать фратрианкой Лейры-Харааг могут только девушки "золотой крови" - представительницы великих домов.
Фратрианки не являются неприкосновенными. Иногда они становятся наложницами мужчин из Великой Девятки, имея при этом на них определённое влияние - как в духовной сфере, так и в политике. Наложницы могут рожать своим патронам детей и они будут признаны как законные. Не исключается переход наложницы в статус жены.
Те исповедницы, которые перестали быть наложницами, не вышли замуж и перешагнули рубеж 40 лет становятся хати-хар - почитаемыми фратрианками высшего порядка. Хати-хар не обязательно оставаться при зиккурате, иногда они служат советницами Великих домов, обучают юных девушек или заботятся о детях.
В убеждениях сехметов - нанести вред исповеднице равно навлечь на себя тень Шесептиса.
В повседневности
Сехметы - чрезвычайно религиозны. Хатхоримским символизмом пропитана даже их повседневность. К примеру, в фразах:
♦ Приветствие "маах нтх еф хэру" - "пусть будет равновесие в вашем сердце".
♦ Признание в любви "ха'джет анет ен рехет" - "свет звёзд на твои плечи".
♦ Угроза "шай ибхад абу" - "тень тянется вдали". Имеется ввиду тень Шесептиса.
♦ Комплимент "шай иаб иеф иакх" - "тень бледнеет перед твоей мудростью".
РЕЛИГИЯ В СТРАНАХ ИЛЛИОНА
Страна | Язычество | Диосизм | Региональные культы и конфессии |
Дамакия | есть | есть | есть |
Кнежская Уния | есть (преимущественно Кашгардия) | есть (преимущественно Вельшавия) | святоверие (преимущественно Сандомирия и Добровия) |
НРСН | есть | есть | культы отдельных языческих богов |
Фламмансия | запрещено | есть | запрещено |
Эльмхольд | запрещено | есть | запрещено |
Йотуннланд | есть | есть | запрещено |
Малумния | запрещено | есть | запрещено |
Сехмет | только на захваченных территориях | только на захваченных территориях | хатхорим |