СЕХМЕТСКАЯ ИМПЕРИЯ

Прототипы: авторская локация с элементами Османской империи, Египта, Месопотамии и т.д.

Форма гос. устройства: децентрализованная монархия

Форма правления: аристократия с выборной царицей

Политическая система: монархическая аристократия с уклоном в олигархию

Существует: 69 лет (с подписания Великого Фермана)

Куратор локации: Ян Сапега

https://forumupload.ru/uploads/001c/08/62/3/580802.jpg
Всё, к чему прикасается империя — либо облачается в золото, либо уходит в пески. Всё у них двойственно — боги, судьба, милосердие. <...> Сехметы подбрасывают монету вечных прений и играют с миром в волю случая. Если бы не эта игра — они бы давно завоевали весь Иллион (ц) из трактата Горгида Иштахарского «Земля Богов», 1552.

Сехметская империя - самое крупное государство Иллиона, расположенное на юге. Охватывает исторические регионы Сехметского царства, а так же другие покорённые державы - Идумею, Мирликию, Стремнорию и Гойнвираг. Государство позиционируется как закрытое. В Сехметии рабовладельческий строй.

Сехметию называют Великими Песками, Золотой Кровью и Священной Девяткой. Это земля впечатляющей монументальной архитектуры, культа военной мощи и дюн. Правят Сехметией девять домов, они же кланы - этнические сехметы, ведущие свои рода с древних времён.

На престоле империи царствует выборная царица из числа дочерей Золотой Девятки. Она - земное воплощение богини Инхерет, а рядом с ней животное-фамильяр - воплощение бога Шесептиса. Владычество их сакрально и охраняется от посягательств.

Носители реальной власти в Сехметии - члены неферкара, местного парламента. Номархи, их сыновья, другие мужчины-родственники решают судьбу империи в атмосфере вечных конфликтов и соперничества между кланами. А женщины влияют на умы через духовную сферу - хатхоримское жречество.

Разделение светского и духовного господства на мужское и женское помогает сохранят Священное Равновесие мира. Сехметы верят в свою богоизбранность и необходимую жертву ради высших целей, иначе наступит Предел - конец времён. Ради этого империя ступила на тропу войны - как мессия и искупитель всего Иллиона. Конечно, враги скажут, что это всего лишь прикрытие для банальных политических и экономических интересов, но со временем Откровение откроется и им (нет).

Сейчас Сехметская империя пребывает в состоянии перманентной войны с Кнежской Унией и строит новые планы по завоеванию других территорий Иллиона.

NB! Не смотря на общий антураж, Сехметия - высокоразвитая страна, идущая в ногу со временем. Сехметы используют огнестрельное оружие наравне с другими иллионскими странами.

КАРТА
ИСТОРИЯ/ХРОНОЛОГИЯ

Раздел будет постепенно дополняться. В хронологии полностью отсутствует информация о внутренних распрях Сехметии в силу того, что мы оставляем информацию о Великой Девятке на усмотрение игроков. В будущем таковая инфо может появиться.

4 век - пророк Мидарис начинает слышать голоса Инхерет и Шесептиса. Мидарис начинает проповедовать новую религию - хатхорим.

989 — 993 — первая война между Малумнией и Сехметским царством за господство в Центральном Иллионе. Малумния — страна-агрессор.

1063 — 1065 гг — вторая война между Малумнией и Сехметией за господство в Центральном Иллионе. Южные территории отходят Сехметии. Запад остается у малумнийцев.

11 век - правление царицы Джахары, с облика которой создали статую Инхерет в Оксиринхе. 

1501 год - подписание Великого Фермана (декрета) о создании Сехметской империи.

1505 год - присоединение Мирликии.

1508 год - заключён союз с Искарским каганатом.

1509 - 1514 - первые походы сехметов на материк. Разграблена Стремнория, бои продолжаются в Гойнвираге и Добровии. Общими усилиями региона удалось откинуть империю к берегу до прихода подмоги в виде Искарского каганата. В Сехметии начинается внутренний кризис и они на время отказываются от планов на восточный Иллион.

1512 год - выдан ферман (указ), который обеспечил условную свободу вероисповедания и сохранение имущества для диосийцев и язычников в империи. Впрочем, указ так же наложил на иноверцев дополнительные налоги.

1526 - присоединение Идумеи.

1536 год — наступление Сехметии в союзе с Искарским каганатом. Восточный Иллион в шоке, но таком не сильном. Вельшавский король Кнежемир созывает правителей всех держав своего региона — Великих князей Кашгардии, Сандомирии, Добровии, королей Гойнвирага и Стремнории, некоторых штернских князей. Добровия и Сандомирия готовы подписать союз, но остальные — против. Особенно Кашгардия, которая видит в этом очередную попытку Вельшавии укрепить позиции своей гегемонии.

1537 год — падение Стремнории. Королевство становится частью Сехметии. Массовые преследования диосийцев и язычников.

1538 год — падение Гойнвирага. Та же судьба, что и у Стремнории.

1538 - 1559 — Великий Конфронт. Общеиллионская война, империя на стороне агрессора. Ранее Сехметия заключает союз с Фламмансией и Малумнией. Ожесточённые бои за территорию Кнежской Унии, но в 1557 году Фламмансия подписывает с Кнежем сепаратный мир и шляхта перекидывает силы на юг. Унии удалось освободить оккупированные территории и отбросить империю к границам покорённых Стремнории и Гойнвирага. На этом Конфронт для Сехметии закончился.

ГЕОГРАФИЯ, КЛИМАТ, РЕСУРСЫ

Сехметская империя - страна в южном Иллионе, площадь которой насчитывает 1 567 квадратных километров. В состав империи входят историческое Сехметское царство, захваченные Идумея (запад), Мирликия (восток), Стремнория и Гойнвираг (север, часть материка через Тессалийское море). На юге Сехметия соседствует с Землёй Закатов (неигровая локация).
Самая крупная река империи - Энлиль. На дельте Энлиля расположена столица Сехметии - город-порт Оксиринх. Из известных географических объектов следует выделить две крупные пустыни - песчаная долина Хамсет (отделяет историческую Сехметию от Идумеи) и просторы Инанны (на границе с Землёй Закатов); горная система Бейлербея (на востоке, рядом с Мирликией); Мардукские оазисы - озёрная система; два больших острова в Амранском море - Джагхар и Джатака.
Для исторической Сехметии характерны жаркий климат, пустыни, дюны и горные районы. На покорённых территориях климат мягче, есть леса, хорошая земля для земледелия, водные ресурсы. Температура зимой в метрополии - от 13 до 25 градусов, весной - 19-30, летом - 25-37, осенью - 22-34.
Ресурсы: с/х продукция, животноводство, оливковое масло, хлопок, морепродукты и рыба, золото, драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия, шёлк, специи, керамика и фаянс, ковры, шерсть и кожа, мёд, виноград и вино, дерево, свинец и другие металлы, селитра и так далее. 

В Сехметии, преимущественно в юпостианском номе, выращивают и изготовляют абшенас - сильнодействующий наркотик, вызывающий зависимость. Производится из цветка Абши-Нерии. Употребляют абшенас по разному: дышат порошком, курят, разбавляют в жидкости и выпивают.
Дом Аррезе, ответственный за распространение абшенаса, массово поставляет продукт на экспорт в другие страны и номы в личных целях. В самой Юпосте употребление наркотика запрещено и жестоко карается.
Другие названия абшенаса: фелланис (Фламмансия, Эльмхольд, Йотуннланд), оскура (Малумния, Штерния), мрожник (Кнежская Уния, Дамакия).

МЕНТАЛИТЕТ

Сехметы верят в свою богоизбранность и мессианство. По их убеждениям другие боги узурпировали божественный трон Инхерет и Шесептиса, а значит диосизм и язычество являются ложными религиями и нарушают Равновесие. Для его поддержки сехметам необходимо очищать землю от представителей иных этносов и вероотступников (концепция "исети ан рах"). Впрочем, на покорённых территориях язычество и диосизм не запрещены - сехметы используют местное население для поддержки порядка и берут с них огромные налоги за условную автономию.
Сехметский народ, как мессия, призван завоевать Иллион ради освобождения Инхерет и Шесептиса. На этой почве в империи развился особый культ воинской доблести - для этнического сехмета крайне престижно построить военную карьеру. Родители порой готовы платить даже взятки, чтобы их сына зачислили в Багатур. Те воины, что завоевали особую славу, носят титул шесхотепов и почитаются обществом.
Духовенство у сехметов исключительно женское, концепция мужского служителя культа им непонятна и даже смешна. Женщины в хатхориме и мужчины в политике/армии - это баланс, установленный Равновесием.
Сехметы - страшные фаталисты с горячим нравом. Довольно сложно вести с ними диалог с позиции равноправия - другие этносы для них априори ниже по статусу. Поэтому Сехметия зачастую не заключает брачные союзы с другими державами, а сама империя - считается весьма закрытой страной.

СОСЛОВИЯ, АРИСТОКРАТИЯ И ТИТУЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ

Население Сехметской империи делится на четыре сословия:

Аристократия - члены кланов Золотой Девятки, этнические сехметы. В один дом входят все боковые линии, дальние родственники, незаконнорождённые дети, усыновленные и так далее. Сами кланы многочисленны. Аристократы захваченных царств не причисляются к сословию и переходят в статус свободных людей.
Духовенство - хатхоримское (женское), диосийское и языческое (на покорённых территориях).
Свободные люди - среднее сословие. Горожане, купцы, ремесленники, земледельцы, представители других этносов и так далее.
Рабы - люди, лишённые личной свободы. Рабом можно как родиться, так и стать на протяжении жизни (например, за преступление или долг). Рабы занимаются не только физическим трудом, но и бывают учёными и учителями на службе у господина или при домах знаний, библиотеках. Хозяин в праве как освободить раба, так и причинить ему вред. Однако, убийство раба может повлечь за собой судебные разбирательства или порицание в обществе. Судьбу ребёнка рабыни, рождённого от хозяина определяет он сам - может освободить, а может оставить рабом.

Титульная иерархия

Царица - церемониальный титул, земное воплощение богини Инхерет (не буквально, а условно). Не является носителем реальной власти, но может влиять на неферкар и номархиат (в частности) советом, "откровением" от Инхерет, благословением или угрозой. Избирается неферкаром из числа дочерей Золотой Девятки. На момент воцарения не должна быть старше двадцати пяти лет. Перед началом инициации выбирает себе животного-фамиляра - воплощение бога Шесептиса. Зачастую это кот, так как для сехметов они священны.
Сама инициация - это установление контакта с Инхерет. Вдоль хребта и на ногах девушки набивают сакральные символы на сах-семидском языке, после чего в жертву приносят трёх рабов для ритуала с использованием их крови. Царица должна подтвердить, что Инхерет заговорила с ней, но реальных доказательств этому нет. В древних трактатах описывается, что у цариц прошлого начинали гореть набитые символы, впрочем, последний такой случай зафиксирован более 300 лет назад.   
Царица правит пока живо животное-фамильяр. После его смерти царица либо возвращается в семью и по возможности выходит замуж, либо становится хати-хар фратрии Лейры-Харааг. Зависит от возраста (поэтому не все стремятся выбирать животных-долгожителей).
Навредить или тем более убить царицу и животное-фамильяра - считается наибольшим преступлением. Сехметы верят, что таким образом можно навлечь гнев богов и империя подвергнется каре. Но за всю историю Сехметии такие случаи были и, спойлер, ничего не случилось.
Обращение: благороднейшая Царица, Сияющая Светом Энлиля, Покровительница Земли и Неба, Дочь Песка и Звёзд, прими мои искренние почести и поклонение. Или просто Благороднейшая Царица, Дочь Звёзд.
Титул занимает: Нейтири Аррезе

Номархи - патриархи домов Золотой Девятки и правители номов. Носители реальной власти из числа которых выбирают Великого Тафира. Все девять номархов образуют номархиат - верхнюю палату неферкара. Титул не передаётся строго от отца к сыну - номарх сам выбирает наследника. Из-за этого внутри домов может сложиться ситуация тотального раздора.
Супруга или дочь номарха - номархет.
Обращение: благородный номарх, великородный номарх, господин, повелитель. Для женщин - благородная номархет, великородная номархет, госпожа.

Тисари - сыновья или другие родственники-мужчины номарха, занимающие должности управителей провинций. Титул даруется самим номархом и не передаётся по наследству.
Супруга или дочь тисари - тисария.
Обращение: благородный тисари, господин. Для женщин - благородная тисария, госпожа.

Шесхотепы (благословлённый Шесептисом) - благородные и почитаемые в обществе воины, снискавшие славу на полях битв или на море. Строгих правил по возрасту нет, титул может быть присвоен и молодому мужчине. Сетхотепов чествуют, одаряют благами и выделяют особое место в неферкаре. Иногда даже участвуют в заседаниях номархиата.
Обращение: благородный + имя, благословлённый + имя, господин.

Хати-хар - почитаемые фратрианки высшего порядка старше 40 лет (незамужние, но могут быть наложницами). Становятся советницами при великих домах или наставницами для молодого поколения. Для женщин титул хати-хар - реальная возможность иметь влияние на политическую ситуацию в империи.
Обращение: сияющая, госпожа, дочь Инхерет.

Лугалы - управители отдельных территорий нома - лугалий, назначаемые номархом из числа родственников-мужчин.
Супруга лугала или дочь - лугалианка.
Обращение: господин, госпожа.

Дамары (дамаркианки) - буквально "золотая кровь", представители кланов Большой Девятки.

Золотая Девятка (список домов)

Мы оставляем информацию о домах пустой, чтобы игроки имели возможность расписать семью под себя.
♦ Дом #1: Аррезе (дом Песчаной Бури). Номархи Юпосты, нынешний патриарх - Кайрос Аррезе.
♦ Дом #2: Керуш (дом Морского Змея). Номархи Нептиасса, нынешний патриарх - Ауэрхан Керуш.
♦ Дом #3: Навон (Дом Огненного Льва). Номархи Сакри, нынешний патриарх - Хадар Навон.
♦ Дом #4:
♦ Дом #5:
♦ Дом #6:
♦ Дом #7:
♦ Дом #8:
♦ Дом #9:

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ И ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Сехметская империя делится на три основных составляющих - метрополию (бывшее Сехметское царство), провинции (покорённые Идумея и Мирликия), миллеты (покорённые Стремнория и Гойнвираг).

Метрополия

Метрополия состоит из девяти номов - по одной области на каждый дом Золотой Девятки. Номы являются родовыми земельными владениями домов. В каждом номе есть свой центр - большой город-крепость, основанный задолго до империи. Номы делятся на лугалии - небольшие области под управлением лугалей, назначаемых номархом.

Столица метрополии и всей Сехметии - Оксиринх (с сех-семидского Город Богов). Оксиринх не принадлежит ни одному из великих кланов, а представляет собой собственность Инхерет и Шесептиса. Сехметы верят, что столица - это обитель и колыбель их богов, поэтому царице, как воплощению Инхерет не рекомендуется покидать пределы города.

Другие известные города (могут быть присвоены игроками в свои номы): Сакри (крупнейший банк империи), Юпоста (крупнейшая библиотека), Нептиасс (город-порт с самым большим маяком), Хафра, Массакра (порт), Коррос, Иштахар, Хорсабад и Курион.

Правят номами - номархи, они же патриархи домов Золотой Девятки. Административная должность передаётся по наследству внутри конкретного дома.

Провинции

Покорённые сотню лет назад Идумея и Мирликия были разделены на девять провинций - по каждой на дом. В Идумее - четыре провинции, в Мирликии - пять.

Зачастую провинциями управляют отпрыски номархов, которых называют тисари. Продолжительность замещения должности зависит от патриарха дома, однако, иногда в дела провинций может вмешиваться неферкар, заменяя тисари общим решением на другого.

Провинции - основное место жительства для идумеев и мирликийцев. Они сохраняют свою идентичность насколько им это позволительно. Могут входить в совет тисари и занимать различные административные должности.

Миллеты

Завоёванные меньше тридцати лет назад Стремнория и Гойнвираг были разделены на миллеты - области, управлением которых занимаются военные и местные представители. Здесь на постоянной основе размещён сехметский гарнизон, а на границе с Кнежской Унией периодически случаются стычки.

Каждый миллет имеет своего представителя, известного как мехтар. Он ответственен за религиозные, общественные и юридические дела своего миллета. Общается с сехметским правительством и выполняет функции по управлению внутренними делами своей общины.

ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Неферкар
(двухпалатный парламент)

Главный орган власти в Сехметской империи, включающий ашатрум (нижнюю палату) и номархиат (верхнюю палату). Ашатрум собирается не чаще одного раза в год и состоит из мужчин-представителей домов Золотой Девятки (родственников номархов). Нижняя палата принимает участие в законодательной и судебной деятельности, финансовом и военном контроле, а так же выражает общие интересы.
Номархиат состоит исключительно из номархов, т.е. патриархов домов. Это малочисленный совещательный орган, принимающий основные решения в империи. Носители реальной власти.
Глава номархиата и, соответственно, неферкара в целом - Великий Тафир. Это выборная должность сроком на три года с переизбранием ещё два раза максимум. Выбирают Тафира на заседаниях ашатрума методом подсчёта голосов. Нередко такие выборы сопровождаются ожесточённой борьбой между кланами - коррупция, подкуп, шантаж, угрозы - в ход идёт всё.
Тафира называют "невенчанным императором" из-за власти, сосредоточённой в его руках. Он правитель государства, верховный главнокомандующий, законодательный инициатор и верховный судья.
Другие члены номархиата могут отвечать за различные сферы жизнедеятельности империи - от финансов до кораблестроения.

АРМИЯ И ФЛОТ

Общая численность Сехметского войска: около 500 тысяч
Численность регулярного войска: 200 тысяч
Численность резерва: 300 тысяч
Численность наёмного войска: по обстоятельствам

Сехметы используют все виды вооружения, доступного в текущее время, а так же занимаются разработкой своего оружия. То есть, им известен огнестрел. Активно привлекают в армию магов.

Шахинларский корпус
Шахинларцы - особая форма войск в империи. Корпус служит лично номархиату и играет важную роль в военных и политических событиях.
Стать шахинларцем может любой, даже представитель иного этноса - всё зависит от физических и умственных показателей. Обучаются будущие шахинларцы в Багатуре.
Корпус служит как пехота. Известны своей боевой дисциплиной и отвагой. Используют собственный уникальный набор военных традиций и тактик. В текущее время находятся на пике своей мощи и составляют ключевую часть огромной армии Сехметской империи.
Можно сказать, что шахинларцы стали превращаться в привилегированный класс, обладающий большим политическим влиянием. Их вмешательство в политику, интриги и восстания уже стали причиной многих конфликтов внутри империи.

Раздел будет расписан позже.

РЕЛИГИЯ

Название: хатхорим
Последователи: хатхоры (хатхор, хатхорка)

В Сехметской империи существует своя религия под названием хатхорим. Сехметы верят только в двух богов - Инхерет (женское начало) и Шесептиса (мужское начало). В представлении южного народа - это эфемерные сущности, которым необходимо земное воплощение. В случае Инхерет - это избранная царица из числа дочерей Золотой Девятки, в случае Шесептиса - животное-фамильяр царицы.

О положении Инхерет и Шесептиса в общем пантеоне богов

Боги Иллиона реальны, в том числе близнецы Инхерет и Шесептис. Но они не соответствуют ни одному из двенадцати основных богов, почитаемых иллионскими язычниками. Инхерет и Шесептис - это индивидуальные божества, созданные Эльдраном до всех остальных.

Для Всеотца это был неудачный проект - концепция Равновесия оказалась слишком хрупкой, а его первые дети - подвержены хаосу. Эльдран принял решение заковать Инхерет и Шесептиса в цепи, чтобы те не вернули всё в первобытное состояние и не причинили вред другим богам. С тех пор близнецы заточены в темнице, а их голоса льются через прутья в мир людей.

Люди не знали о существовании Инхерет и Шесептиса, пока не родился первый пророк - Мидарис (4 век). Он стал голосом и хранителем воли близнецов, поведав древним сехметам о Великом Умысле богов. Больше всего Инхерет и Шесептис желают освободиться и занять трон, который, по их мнению, у них забрали другие дети Эльдрана.

Двойственность хатхорима проявляется и в функциях богов: Инхерет - свет, Шесептис - тень; она - засевает жизнью небесный свод, он - забирает смертных в землю; богиня мудра и ласкова, бог - воинственный и карающий*. В основе всего - равновесие между ними, нарушение которого грозит Пределом - гибелью человечества.

Загробный мир в представлении хатхоров - это небесный свод, куда переносится разум (не душа) человека в виде светящейся сферы, т.е. звезды. Нарушителей равновесия хатхорима ждёт иная судьба - южане верят, что такой разум будет поглощён Шесептисом в землю/пески на вечные муки. Поэтому в Сехметии распространён ритуал сожжения тела на костре. При этом нет более страшной кары для преступника, чем быть захоронённым заживо - Шесептис заберёт с собой, даже если человек не виноват.

*Шесептис - олицетворение милитари-культа сехметов. Считается, что он покровительствует и поощряет южный народ в любых военных/завоевательских начинаниях. Так он держит баланс с доброй и милосердной Инхерет - через убийство «исети ан рах» (представителей иных народов, вероотступников).

Сакральные сооружения в Сехметии - зиккураты. Столичный зиккурат, принадлежащий Лейре-Харааг, был построен более тысячи лет назад и является местом паломничества для всех хатхоров Иллиона.

Вид зиккурата

Молиться богам можно не только посещая зиккурат, но и у домашнего алтаря - его наличие в жилищах хатхоров обязательно.

Хатхоры носят амулеты - астары - в виде круглого диска, посредине которого вырезана восьмиугольная звезда. Материал изделия в данном случае не столь важен.

Внешний вид астара

Жречество

Законы равновесия трактует жречество - исключительно женское. Делится оно на фратрии - религиозные общины, крайне почитаемые в обществе. Фратрианки или исповедницы живут и служат при зиккуратах, а так же заботятся о местых животных. В особенности кошках, учитывая их сакральное для сехметов значение.

Главенствующей и самой древней фратрией является Лейра-Харааг. Исповедницы данной общины находятся при царице в Оксиринхе - столице империи. Они заменяют царице фрейлин и наперсниц. Стать фратрианкой Лейры-Харааг могут только девушки "золотой крови" - представительницы великих домов.

Фратрианки не являются неприкосновенными. Иногда они становятся наложницами мужчин из Великой Девятки, имея при этом на них определённое влияние - как в духовной сфере, так и в политике. Наложницы могут рожать своим патронам детей и они будут признаны как законные. Не исключается переход наложницы в статус жены.

Те исповедницы, которые перестали быть наложницами, не вышли замуж и перешагнули рубеж 40 лет становятся хати-хар - почитаемыми фратрианками высшего порядка. Хати-хар не обязательно оставаться при зиккурате, иногда они служат советницами Великих домов, обучают юных девушек или заботятся о детях.

В убеждениях сехметов - нанести вред исповеднице равно навлечь на себя тень Шесептиса.

В повседневности

Сехметы - чрезвычайно религиозны. Хатхоримским символизмом пропитана даже их повседневность. К примеру, в фразах:
♦ Приветствие "маах нтх еф хэру" - "пусть будет равновесие в вашем сердце".
♦ Признание в любви "ха'джет анет ен рехет" - "свет звёзд на твои плечи".
♦ Угроза "шай ибхад абу" - "тень тянется вдали". Имеется ввиду тень Шесептиса.
♦ Комплимент "шай иаб иеф иакх" - "тень бледнеет перед твоей мудростью".

ДРУГИЕ РЕЛИГИИ

К представителям других религий сехметы относятся довольно негативно, полагая, что языческие боги и Диос узурпировали божественную власть. Но при этом в текущее время они ведут политику умеренной веротерпимости для постепенной трансформации без излишнего террора на захваченных землях.

На территории покорённых царств - Идумеи, Мирликии, Стремнории и Гойнвирага сохраняются элементы диосизма и язычества.

В 1512 году был выдан ферман (указ), который обеспечил условную свободу вероисповедания и сохранение имущества для диосийцев и язычников в империи. Впрочем, указ так же наложил на иноверцев дополнительные налоги.

Диосийцы и язычники организованы в общины, называемые "миллет", которые имеют свои собственные законы и правила. Они платят налоги в обмен на свободу вероисповедания и автономию внутренних дел.

Однако, в разные периоды отношение к другим религиям менялось. Например, после завоевания Стремнории и Гойнвирага произошло массовое преследование диосийцев.

ОТНОШЕНИЕ К МАГИИ

Хорошее. В Сехметской империи есть свои волшебники и чародеи, но практически отсутствуют ведьмы и колдуны в силу малой популярности культа Гримлока. Ведьмы и колдуны могут посещать Сехметию или же водиться на захваченных территориях (миллетах). Тем не менее, у местных священников/жрецов развязаны руки в плане их преследования.

Развитые магические способности/наличие магического дара считается большим преимуществом в военной карьере для мужчин и духовной (фратрианской) карьере женщин.

КУЛЬТУРА

Календарь

Год в Сехметской империи начинается с 1 шому (1 июня), когда отмечается Праздник Созвездий.

Лето: шому (месяц звёзд), сакои (месяц жары), фамени (месяц воды).
Осень: месоре (месяц пыли), пагумене (месяц огня), адиахе (месяц богов).
Зима: тахене (месяц славы), койак (месяц холода), першет (месяц засева).
Весна: теби (месяц благословения), уджати (месяц процветания), атуми (месяц покоя).

Архитектура
Одежда

Имена

Имя + фамилия + (иногда родовое прозвище)
(например, Яссин Шамш-Иллуна или Мидас Хареми Ниретан)

Для сехметов: имена Древней Месопотамии (Аккад, Шумер, Вавилон, Ассирия), Магриба (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Мавритания), египетские, малоазийские/турецкие, авторские.
Для мирликийцев: греческие, авторские.
Для идумеев: еврейские, авторские.
Для стремнорийцев и гойнвирагцев: балканские, венгерские, авторские.

Практика изменения фамилии при браке менее стандартизированная и во многом зависит от социального статуса, региональных традиций и индивидуальных предпочтений. В высших слоях общества, где заботы о наследстве и продолжении фамильного имени играют важную роль, сохранение фамилии мужа более распространено. В частности, у Золотой Девятки.

ОБРАЗОВАНИЕ

В Сехметии нет университетов и академий. Здесь превалирует домашнее обучение, в частности с привлечением учителей-рабов. Спектр их знаний огромен - от астрономии, математики и медицины до философии и литературы.

Есть общественные школы для мальчиков - "дома знаний". В них обучают грамматике, основам хатхорима, математике и истории. Диапазон возраста учеников - от 6 до 18 лет.

Самым престижным учебным заведением является Ха-Нефер Багатур (или просто Багатур) - училище военного мастерства для юношей. Отбор курсантов производится за физическими показателями и особыми талантами (к магии в том числе). Деньги в данном случае играют малую роль, хотя условная семья может попробовать заплатить руководству большую взятку за зачисление отпрыска.
Диапазон возраста курсантов - от 15 до 20. План учёбы либо групповой, либо индивидуальный. В основном это рукопашный бой, владение многими видами оружия, тактика и стратегия, инженерное и фортификационное дело, кораблестроение, магия на поле битвы и так далее.
Выпускник Багатура имеет привилегии в военной карьере, в частности может попасть в элитные войска (они же шахинларцы), тесно связанные с правительством империи.

Женское образование - домашнее и при фратриях с хати-хар в качестве наставниц.

ДЕНЬГИ

Золото
Анкхарат
(10 анкхиров*)

Серебро
Анкхир
(10 анкхов*)

Медь
Анкх

*условные данные, так как стоимости монет могут сильно отличаться. Объяснение ниже.

Чеканка монет в Сехметии не монополизирована - все дома Золотой Девятки имеют свои монетные дворы, соответственно деньги отличаются внешним видом и стоимостью. Когда человек расплачивается за товар, то добавляет к названию монеты имя дома, где она была сделана. Например, ксиадорский анкхарат - золотая монета дома Ксиадоров.

Стоимость денег определённого дома зависит так же от репутации семьи, но какой бы плохой она не была - переплавка запрещена. Право на свою чеканку является священным для Золотой Девятки.

Для упрощённого хождения денег существует отдельная профессия - саррафы. Это финансовые агенты, которые осуществляют обмен денег различных домов и иностранной валюты, дают в долг и участвуют в торговых сделках. Саррафы не являются частными лицами - они работают на Сакрийский Банк - самое мощное финансовое учреждение в империи. Данный банк подчиняется непосредственно неферкару.

Вид Сакрийского Банка

За нелегальную работу финансовым агентом могут не только высечь, но и казнить.

ЯЗЫКИ

Сехметская империя является полиэтническим государством, и соответственно, в ней используются различные языки:
сехметский - основной официальный язык империи, язык делопроизводства и науки.
сах-семидский - древнейший язык южного Иллиона. Используется в качестве литературного и религиозного языка, распространён среди интеллигенции и аристократии.
идумейский - региональный язык покорённой Идумеи (запад империи).
мирликийский - язык покорённой Мирликии (восток империи). Мирликийцы - знатные торговцы, поэтому услышать их язык можно по всей Сехметии.
стремнорийский - региональный язык покорённой Стремнории (северо-восток империи).
гойнвирагский - региональный язык покорённого Гойнвирага (северо-восток империи).